"ДВЕ ДОРОГИ, ДВА ПУТИ..." На крайний север Норвегии на машине

Зима на севере Норвегии - пронятие в буквальном смысле растяжимое: она может начаться уже в конце сентября, а закончится в конце мая. Поэтому автотуристам, и особенно любителям самой "сладкой" норвежской морской рыбалки (весной - скрей, осенью палтус), отправляющимся туда на машине, нужно быть готовым к встрече с "суровой" зимней реальностью, особенно в горах. 

На север Норвегии из России по земле есть два "генеральных" автомаршрута: через погранпереходы в Ленинградской области, в Карелии и Мурмансккой области. Самый легкий и быстрый (особенно теперь, с завершением строительства скоростной дороги М11 и реконструкцией трассы "Скандинавия") - через Санкт-Петербург, Выборг (через один из двух погранпереходов - Торфяновка или Брусничное) и Финляндию.
Если ехать весь путь "по земле" (ниже я поясню что это значит), то дальше путь лежит  
на родину Деда Мороза - в Лапландию. Вариантов этой части маршрута нет, поэтому абсолютное большинство автопутешественников, направляющихся на север Норвегии, в Лапландии обычно делают остановку на ночлег в городах Рованиеми или Оулу .



Кроме маршрута "по земле" есть еще один, так сказать комбинированный и довольно удобный путь в этом направлении: путешественники едут до Хельсинки или до Тампере и там садятся на ночной поезд (с машинами) и утром прибывают все в тот же Оулу, Рованиеми или в небольшой городок Колари (на 100 км дальше Рованиеми).

Подробнее о путешествии на поезде с машиной можно почитать вот здесь http://fishingroads.blogspot.com/2018/02/blog-post_23.html

Итак, мы в Лапландии и стартуем дальше - из Оулу, Рованиеми или Колари на север Норвегии.

У тех, кто направляется в район Тромсе, вариантов нет: двигаемся в направлении города Альта, и далее кто налево, кто направо.


На этом маршруте на последней его трети (сразу после пересечения финско-норвежской границы) начинается горный массив с перевалами и ущельями. Протяженность горного участка дороги около 150 км. В снегопад, гололед и метель дорогу могут перекрыть и можно конкретно застрять. 


Приходится мониторить прогноз погоды и надеяться на лучшее.

А вот тем, кто направляется в это время года в район Нордкапа, я бы рекомендовал другой маршрут - в направлении городка Иволо и далее к Порсангер-фьорду.


Надо заметить, что если довериться автонавигатору, о почти наверняка он поведет из Лапландии на Нордкап тоже через Альту. Наверное потому, что это международная трасса. 
По расстоянию и по времени оба маршрута примерно одинаковы, но в варианте через Иволо на всем пути до Порсангер-фьорда горных массивов нет, а, следовательно, нет и риска застрять. 



Поэтому, чтобы заставить навигатор рассчитать маршрут через Иволу, я в начале задаю конечной точкой маршрута точку на трассе  за Иволо (GPS N68°40'17.9" E27°31'06.1"), а когда подъезжаю к городку, меняю конечную точку маршрута на Нордкап.

Конечно, дорога через Иволо тоже не прямая как стрела - есть и холмы, и небольшие горы, местами она довольно извилистая и зимой не разгонишься





Но главное - нет риска застрять надолго перед закрытым перевалом или ущельем из-за сильного снегопада или гололеда.

И даже даже высадившись из поезда и выезжая из Колари, я в это время предпочитаю проехать сначала лишние 100 км немного в сторону, до Рованиеми, чтобы затем попасть на эту более надежную дорогу.


На берегу Порсангер-фьорда, а точнее - в глубине небольшого "дочернего" фьордика Олдерфьорден, в одноименном населенном пункте Олдерфьорд, оба маршрута (через Альту и через Иволо) сходятся и дальше к Нордкапу дорога одна: по самому краю Порсангер-фьорда к тоннелю на остров Магеройя, а там - к городку Ханнингсвог.


Альтернатив этому участку нет - к Нордкапу по-другому не попадешь. 



Дорогу чистят, но иногда не успевают. Видео http://youtu.be/CDjGIWYOne8.
Бывает при сильном снегопаде и перекрывают, но не так надолго, как горные перевалы.

От Ханнингсвога в рыбацкий поселок Гесвайер и собственно к Нордкапу дороги идут через несколько перевалов, которые в снегопад бывает трудно проехать и они тоже могут быть закрыты на какое-то время "по-погоде".



Причем в самом начале дороги есть очень крутой и длинный подъем-серпантин на основное горное плато, на котором в снегопад быстро появляется накат и без шипованной резины там просто нечего делать.




  • Кстати, в провинции Финмарк в зимнее время все машины должны иметь "при себе" цепи протовоскольжения. За отсутствие - штраф. 
Перевалы сильно продуваются, и даже если нет снегопада, ветром снег сдумает с гор и заносит не хуже, особенно весной



Поэтому в марте-апреле собственно на Нордкап можно попасть только в специальном конвое, который один-два раза в день организуют спасательные службы. К определенному времени перед поворотом на перевал к Нордкапу собираются желающие попасть на северный край Европы и колонна и в сопровождении мощных снегоочистителей двигается туда, а через 3 часа обратно.


  
Причем погода может поменяться настолько стремительно, что это правило действует и и во вроде бы ясный день.





Излишне говорить, что на зимней дороге, да еще в горах, нужно быть предельно осторожным. Особенно нужно быть начеку в конце зимы, в конце апреля: на открытых местах дорожное покрытие быстро прогревается солнцем и под колесами сухой и надежный асфальт, а за поворотом в тени скал - настоящая зимняя обледенелая дорога. Так сказать, номер построен на контрастах. Забыв об этом, можно попасть с неприятную ситуацию

Удачных путешествий!

PS: все фотографии сделаны в середине апреля 2014 года.