НА СЕВЕР НОРВЕГИИ: АВТОМОБИЛЬ VS САМОЛЕТ

Популярность морской рыбалки в Норвегии растет. Cовершенствуются базы, появляются новые сервисы и возможности для отдыха и рыбалки. А самые большие уловы и трофейные размеры рыбы - по-прежнему на крайнем севере, поближе к Нордкапу - самой северной точке Европы.
У рыболовов-туристов из России наиболее популярным и бюджетным способом туда добраться считается автомобиль. Но иногда, по ряду причин, выбирается авиа сообщение. Вот мой, не очень большой, опыт такого перелета.

Итак, два пути на норвежские «севера»  - на автомашине и на самолете.

На машине из центральной России маршрут, как правило, проходит через Санкт-Петербург и Выборг, далее по Финляндии (через Лапландию) и Норвегии. У поездки на автомашине  несколько плюсов: бюджетно (по сравнению с самолетом), можно взять с собой много всего необходимого (на самолете дополнительный багаж довольно дорого стоит). Да и на месте машина часто бывает нужна - не всегда коттеджи находятся прямо у пирса.
Минус – поездка займет в один конец два дня с ночевкой в Финляндии (если, конечно, не "гнать" в четыре-шесть-восемь рук, но это сомнительное удовольствие). 


Сократить пробег километров на 600 и, тем самым, снизить усталось от вождения, можно, заменив ночевку в отеле на проезд ночным поездом вместе с машиной от Хельчинки или Тампере до Лапландии (http://fishingroads.blogspot.com/2018/02/blog-post_23.html).

На самолете можно добраться за один день, но с обязательными стыковками, причем их может оказаться от одной до пяти-шести. 
На крайнем севере Норвегии практически в каждом более или менее большом населенном пункте есть аэропорт: у самого Нордкапа в городке Ханнингсваг, в городах Альта, Тромсё, Хаммерфест, Хасвик, Сторслет. Рейсы выполняют авиакомпании SAS или Wederoe. 



В качестве примера - мое недавнее путешествие на самолете из Москвы в город Хасвик на острове Соройя и обратно.


До этой поездки я не один десяток раз ездил на рыбалку в Норвегию на автомобиле, в том числе и на Соройю. А вот авиаперелетом воспользовался впервые.

На крайний север Норвегии самолетом можно попасть только из Осло. Поэтому маршрут раскладывается на два этапа: первый - добраться до Осло, второй - от Осло до места назначения.
Из Москвы в Осло есть прямые рейсы ("Аэрофлот", SAS). При этом на стыковку с местным рейсом может получиться довольно много времени и даже есть возможность съездить погулять по норвежской столице.
Другой вариант - воспользоваться услугами авиакомпании-лоукостера  AirBaltic и долететь до Осло с пересадкой в Риге. Это будет заметно дешевле, но стыковка уже будет довольно короткой.

От Осло до конечного пункта моего путешествия - городка Хасвик можно было добраться тоже двумя маршрутами: долететь с пересадкой городе Тромсё прямо до Хасвика (подольше) либо  до города Альта и далее 120 км на такси и 1,5 часа на пароме (побыстрее). Второй вариант был значительно дороже и был сразу "забракован"


Итак, для первой части путешествия я выбрал бюджетный вариант Москва-Рига-Осло, а заодно решил наконец-то "познакомился" с  AirBaltic,  которую мои друзья-рыболовы любят за бюджетность и тарифы на дополнительный спортивный багаж.

А весь маршрут выглядел так: Москва-Рига-Осло-Тромсё-Хасвик. Четыре перелета примерно по 1,5 часа каждый и столько же на каждую из 4-х стыковок. Вылетев около 4 утра из Москвы, в 15 "с копейками" я был в Хасвике.

Надо сказать, что знакомство с AirBaltic у меня как-то не сложилось: "непонятки" начались еще до полета. Билеты приобретались через интернет у фирмы, найденной  Скайсканером. В них было написано, что мне положено одно место обесплатного багажа весом до 23 кг. Но позвонив в AirBaltic по другому вопросу, заодно выяснилось, что не 23, а 20 кг. Хорошо, что не в аэропорту - пришлось бы доплачивать. Оплату одного дополнительного места спортивного багажа (рыболовные снасти, 50 евро за 20 кг) сделали тоже через интернет от Москвы до конечной точки. И тоже оказалось не все так просто.

Продолжились накладки уже в аэропорту Шереметьево: несмотря на то, что я заранее успешно прошел онлайн регистрацию на все рейсы по маршруту и распечатал все 4 посадочных талона. Сначала на стойке регистрации не увидели оплаты самих билетов. Попросили подтверждающую распечатку, но ее, естественно,  с собой не было - билет-то электронный. К счастью, через некоторое время оплата "нашлась", все оформили, в том числе багаж до точки назначения, то есть до самого Хасвика. Выдохнул. Но тут "пропала" оплата дополнительного спортивного багажа. Около получаса две сотрудницы авиакомпании "боролись" с компьютером и, по-моему, так и не нашли проблему, махнули рукой и как-то зафиксировали этот мой дополнительный багаж. Зато при этом "слетело" оформление багажа до конечного пункта и теперь мне нужно было его получить в Осло, тащить в зал вылета и снова сдавать. А там, как потом выяснилось, меня ждал "миленький" сюрприз: при повторной сдаче багажа за дополнительное место с меня еще раз "содрали" 50 евро. 

Вывод: нужно иметь с собой все распечатки, касающиеся билетов и багажа: бронь, маршрутные квитанции с оплатой и т.д. "Без бумажки мы - букашки..." (с)
  • Кстати, и в Шереметьево, и, как потом выяснилось, в  аэропорту Риги, "реакцию на быстрых нейтронах" вызвал автоматический спасжилет в моем багаже, а точнее, баллончик в нем. Но если в Москве обошлось просто осмотром "опасного предмета" после "просветки"  прямо при входе в аэропорт, то в Риге местные секьюрити при перегрузке багажа по-скусывали все замочки на сумке, чтобы ее открыть и посмотреть что там. Правда, честно "признались" в этом, бросив в сумку протокол осмотра и "покусанные" замочки. Жилет и баллончик уцелели, но дальше сумка летела уже без "защиты".


У AirBaltic на борту абсолютно все платное, ценник совсем не гуманный (как у всех лоукостеров). 

Аэропорт в Риге не понравился: из самолета шли по полю, потом пешком по крутой летнице поднимались на 2-й этаж и долго шли коридорами - ни лифтов, ни эскалаторов, ни тележек. Но это мое субъективное мнение из-за моих "болячек". Однако меньше, чем на 1,5 часа, на стыковку в Риге я бы не закладывался.

В аэропорту Осло до выходов на местные рейсы идти довольно далеко, и, учитывая необходимость получение багажа и его повторную сдачу, пришлось торопиться. Полтора отведенных часа оказались впритык.  
  • В Осло мой "полетный план" чуть не рухнул. Вылет в Тромсё в последний момент отменили из-за поломки самолета, объявив, что на замену борта потребуется около часа. То есть я мог не успеть на стыковку рейс из Тромсё в Хасвик. Но тут норвежцы сделали чудо: они поставили рядом другой 737-й и за 20(!) минут "перебросили" пассажиров, багаж, питание и пр., хотя самолет был забит битком. Благодаря такой оперативности я не опоздал.
Тромсё - самый крупный город на крайнем севере Норвегии и туда летают достаточно большие самолеты.

 А вот дальше, в небольшие городки, в том числе и в Хасвик (два раза в день), можно долететь только на маленьких турбовинтовых самолетах авиакомпании Wederoe
  .   
Они летают между местными городками, как "маршрутное такси", поэтому на пути из Тромсё в Хасвик была еще одна 15-минутная посадка в городке Хаммерфест.  

К сказанному хочу добавить, что на обратном пути в Москву на стыковку в Осло у нас был всего час и это на грани "фола", особенно учитывая, что надо проходиь паспортный контроль и там могут быть очереди.   

Бюджет
Что касается бюджета поездки, то вариант с перелетами на самолетах по сравнению с поездкой автомашиной может конкурировать только в случае, если едет (летит) один человек: стоимость билетов в оба конца на самолете в самом бюджетном варианте составит около 50-60 тыс. руб. Примерно столько же будет стоить и поездка на машине в оба конца с "повышенной комфортностью" - проездом части пути с машиной на поезде. Если же едет группа 2 человека и более, стоимость билетов на самолеты  становится несопоставимо выше. 


Хороший путешествий!
А рыболовам - tight lines!