И СНОВА НА СЕВЕР НОРВЕГИИ НА АВТОМОБИЛЕ, но другим маршрутом

В прошлом, 2012 году, направляясь  на рыбалку на север Норвегии - в район знаменитого Нордкапа, мы впервые попробывали часть пути по финской территории проехать на специальном поезде вместе с машиной. Нам очень понравился такой маршрут с точки зрения экономии времени в пути, и, соответственно. меньшей усталости, да и материално хоть немного, но выгодней. 
В этом году, вновь направляясь на майские "каникулы"  на рыбалку на север (на этот раз - на острова Андорья и Сенья), мы решили несколько "усовершенствовать" наш маршрут, не отказываясь при этом от так полюбившегося нам ночного финского поезда со специальными платформами для машин. И, как нам кажется, нынешний враиант пути в этом направлении является наиболее оптимальным, 
Итак, первой целью наше поездки был остров Андорья в провинции Тромсё на севере Норвегии,


 От Москвы по планировщику это около 2500 км, проехать которые "в 4 руки" без экстрима  обычным маршрутом меньше чем за 3 дня не получается (гонщиков прошу не беспокоится - их мастерство вне сомнений :) ). 

В прошлом году мы построили маршрут так: день - дорога до Хельсинки, ночь - на поезде с машиной и следующий день - дорога да места назначения - Нордкапа.
Таким образом экономился один день пути, но, для того, чтобы приехать в Хельсинки к поезду (отправление около 18 часов), из Москвы пришлось выехать практически с вечера. Расчет прост: не менее 12 часов до границы (950 км) 2 часа на переход обоих пропускных пунктов и 3 часа до Хельсинки. Итого  - 16-17 часов. Чтобы быть на вокзале в 17 часов (погрузка машин начинается за час до отправления, в полночь надо уже выезжать. А если закладываться на пробки в Твери (перманентный ремонт моста) и в Вышнем Волочке, то и по-раньше. 

На этот раз мы решили использовать возможность посадки на поезд не в Хельсинки, а в Тампере. Это показалось (и оказалось) удобно:
- Расстояние от границы до Тампере (280 км) больше, чем до Хельсинки (130 км). Но зато из Тампере поезд отправляется в 22.10 часов - таким образом, выезжать из Москвы можно было на 3-4 часа позже - ранним  утром, а не с вечера (не люблю ездить ночью по нашим трассам). 
- Билеты из Тампере немного дешевле. 
- Учень удобный обратный путь: поезд прибывает в Тампере в 5.45 утра и весь день впереди. Забегая вперед скажу. что в 10 утра мы уже были на границе и в 22-30 - дома, в Москве.

Экономическое составляющая такого маршрута следующее. Часть пути от Москвы до границы и от Лапландии до места назначения одинаковые. Их не берем в расчет. 
Получается два варианта:
- около 300 км от границы до Тампере + ночь на поезде
- либо проделать этот же путь на колесах - примерно 850 км и ночевка в мотеле
В первом случае затраты составляют 220 евро на билеты и примерно 50 евро - бензин. Получается около 270 евро. 
Во втором случае примерно два бака бензина - это 180 евро и ночевка в отеле около 100 евро (на двоих). Ну, и целый день в дороге - остановки, перекусы, кофе-брейки - тоже получится около 300 евро.
Таким образом, по деньгам примерно одинаково, но при проезде на поезде экономится целый драгоценный (!) день и как оценить усталось от дополнительного  вождения машины?
Для нас очевидно, что поездом и легче, и спокойнее. 

Итак, первая часть пути - Москва-Санкт-Петербург (объезд по КАДу) - погранпереход Торфяновка - Тампере составил в сумме около 1200 км.


Описывать участок маршрута по России от Москвы до Торфяновки нет смысла - это сделано уже сотни раз на разных форумах и сайтах. Главное - трасса Е-105 медленно, но верно становится все лучше: ее расширяют, меняют покрытие, появляются разделители (и радары - тоже). По-прежнему несколько "убитых" участков осталось в районе Торжка, а самые страшные ямы - на мостах в Новгородской области.
На погранпереходах тоже больших изменений нет. Единственное, на что нужно обратить внимание на переходе в ту сторону - с финской стороны  разделили потоки на зеленый и красный коридоры. Зеленый - правее.

Дорога до Тампере тоже не представляет особого труда, особенно если есть навигатор. 
Конечная точка - железнодорожный вокзал (GPS N61.49889° E023.77276°), а точнее не сам вокзал, а платформа для погрузки автомашин. Она расположена слева от вокзала (если стоять к нему лицом) за зданием почты. 

Повернув а зданием почты направо, сразу видно эстакаду, по которой нужно заезжать на платформу и указатель со светофором


На платформе есть площадка, где машины стоят в ожидании загрузки. 

 
При погрузке распечатки билетов не потребуются, если только не поменялась машина - служащие перед посадкой сверяют номера машин со своими записями. 
  • А вот в вагоне распечатки понадобятся обязательно - НЕ ЗАБУДЬТЕ ИХ В МАШИНЕ.  С них контролер должен считать  штрихкоды билетов. Причем есть и более продвинутый способ - PDF электронного билета, присланного через электронную почту,  сохраняется в телефоне и контролер считывает коды с экрана.
Заезд в вагон происходит следующим образом: строго по камандам персонала машины высотой до 184 см заезжают на нижний этаж вагонов справа от эстакады, остальные - на верхний по эстакаде




Внутри машина должна проехать через все вагоны до "упора" - почти упереться в впереди стоящую бампером.


Машину лучше закрыть на ключ и не ставить на сигнализацию - на ходу от раскачки "сигналка" может сработать. Своим криком она никого не напугает, а вот аккумулятор может посадить.
Вещи остаются в машине - с собой необходимо взять то, что потребуется в дороге - к машинам в пути доступа нет.

В Рованиеми - "столицу" Лапландии поезд прибывает около 9 утра. Терминал для выгрузки машин находится в хвосте поезда



Процедура выгрузки проста: по сигналу служащего не спеша выезжаешь на перрон. 

На второй день нам предстояло проехать около 700 км от Рованиеми до населенного пункта Енгенес на самой северной точке острова Андорья в провинции Тромсё на севере Норвегии.



Планировщик ViaMiсhelin самым быстрым машрутом назвал вот такой по трассам Е8 и Е10. Его длина 780 км и проходит он по Финляндии, Швеции и Норвегии.



Однако наш навигатор со свежими, 2013 года. картами повел  нас другим маршрутом (на 10 км длинее) - по 79-й дороге и затем по Е-8 вдоль границы со Швецией - посчитав его быстрее.



Нам выбранный навигатором маршрут понравился: неплохая и практически пустая трасса через Лапландию 


  
позволяла спокойно ехать. Но совсем расслабляться в  финском заполярье нельзя ни при каких условиях: за поворотом могут оказаться "хозяева" тундры



  Пограничный переход на финско-норвежской границе, как обычно, пустынен


  
Чем ближе к горам, тем дорога становится уже, но по-прежнему почти свободна. Хотя иногда встречаются непредвиденные препятствия в виде вот такого негабаритного траспортного средства. Но надо отдать должное организаторам перевозки - при малейшей возможности траспорт заезжает в карман и пропускает скопившиеся позади машины.


  
Горная часть маршрута тоже была не трудной  - дорога в прекрасном состоянии, серпантин "лететь" не позволяет - плавно педаллируешь и любуешься открывающимися красотами, А посмотреть есть на что.



Обратный путь не составил особого труда. Поезд из Рованиеми отправляется  21.20, поэтому из любой точки севера - хоть с Лофотен, хоть с Нордкапа можно спокойно доехать к этому времени без очень раннего подъема. Мы возвращались с острова Сенья (куда переехали с Андорьи). 



На обратном пути дорога была уже немного знакома и так же пустынна. В Лапландии вновь не обошлось без встреч с нашими "замшевыми" друзьями



Но в одном месте могла приключиться неприятность: из кустов левой обочины гигантским прыжком прямо на середину дороги вылетела олениха (в кустах ее не было видно) и в следующее мгновение вторым таким же удивительным прыжком скрылась в кустах на обочине справа. Случись это ближе к машине.... расслабляться на этих дорогах нельзя.  

Площадка ожидания и терминал для погрузки машин в вагоны на вокзале в Рованиеми находится слева от здания (если стоять к нему лицом), 



В Тампере поезд прибыл по расписанию в 5.45 утра. Выгрузка заняла минут 15-20 и. как я уже говорил в начале, около 10 утра мы были на границе, а в 22.30 - в Москве.

Удачных путешествий!