ЗИМОЙ НА МАШИНЕ В НОРВЕГИЮ: Москва - Тронхейм - Хитра


Идея поехать на морскую донную рыбалку в Норвегию зимой вызревала давно: море не замерзает, температура воздуха на побережье чаще плюс, чем минус. Подстегивало и то, что не находилось в интернете отчетов по зиминим рыбалкам в стране тролей. Мы решили проверить, действительно ли зима - мертвый сезон для рыбалки в море и для разнообразия встретить Новый год в норвежских шхерах. А заодно и узнать, каково это съездить в Норвегию на машине зимой.

Пунктом назначения мы выбрали остров Хитра по нескольким причинам. Во-первых, эти места нам хорошо знакомы и там можно найти место для рыбалки в шхерах практически при любой погоде. Во-вторых оказалось, что многие рыболовные базы перешли в спящий режим на зимний период, а хозяева разъехались по теплым морям.  И единственной продвинутой базой из тех, что мы знали, оказалась Dolmsudet Marina на Хитре (http://dolmsundet-marina.no/?lang=ru): ее владельцы Эйнар и Наталья прониклись идеей организации зимней морской рыбалки. И в третьих, дорога в центральную Норвегию и конкретно на Хитру нам была хорошо знакома. Но летом. 

Отправились мы в это путешествие на автомашине Шевроле Орландо, экипаж два человека. На крыше - бокс, не столько потому, что вещи не влезали (хотя обратно пропахшим рыбой комбезам там самое место), сколько для того, чтобы привезти немножко пойманной рыбы: в боксе она практически  не размораживается.  



Маршрут был выбран тот, по которому мы неоднократно уже проезжали: Москва-Турку, 

.

затем ночь на пароме до Стокгольма, а оттуда - на Тронхейм через Сандвалл и далее на Хитру. На этом пути почти до границы с Норвегией ведут дороги с ограничением скорости 120-100 км даже зимой и обычно это бывает самый быстрый путь.




В принципе из Москвы до Турку 1250 км можно проехать без ночевки и зимой. Но рисковано - задержка в пути (снегопад на валдайских холмах, перегороженная из-за дтп трасса и т.д.) могли привести к опозданию на паром. А купить новые билеты за день-два до нового года практически невозможно (не говоря уже о денежных потерях). Поэтому мы решили не рисковать и спокойно доехать до границы, заночевать в мотеле и на следующий день не спеша отправиться в Турку. 


Трасса Е105 в целом стала вполне проезжаемой: появилось много 4-полосных участков с разделителем, а там где осталось три полосы с реверсными участками для обгона, сделана четкая разметка. Но все же без "ложки дегтя" не обошлось: в районе Торжка знаменитые колдобины и ямы остались на участке километров 30-40 (причем в сторону Москвы дорога разбита сильнее). Кроме того, и в Тверской, и в Новгородской области, видимо, в пылу борьбы со стихией в виде зимы, на нескольких довольно больших участках трассы сильно повредили уже и новое покрытие и к весне там появятся опасные ямы. 

И самое главное: по-прежнему очень опасные глубокие ямы на мостах через реку Волхов и Мсту, особенно в сторону Москвы.. 

С финской стороны на трассе к Хельсинки по-прежнему идет реконструкция и  километров 80-90 от границы скорость ограничена до 60-80 км/час, 
а дальше почти везде - 100-120 км/час до самого Турку. 

Дороги как всегда хорошо подготовлены.
Трасса почищена и ни чем не полита - сухой асфальт. Но по краям и в междурядьях - снежный накат.

Здесь я хочу сделать небольшое отсупление, касающееся покрышек. Как показала эта поездка, для зимних вояжей в Скандинавию шипованная резина практически обязательна. Именно шипованная, и вот почему. Даже скоростные трассы во время снегопада быстро чистить не успевают и на них появляется накат. А второстепенные дороги и вовсе не скребут до  асфальта - на них ровный снежный накат, посыпанный гранитной крошкой. Так же поступают и с внутренними дорогами, дорожками, парковками, дворами. Шипованная резина на таком покрытии в купе с гранитной крошкой держит хорошо. И даже в неординарных случаях, когда выпадает ледяной дождь, 

по оперативно посыпанным гранитной крошкой дорогам на шипах можно ездить. Вот по этой дорожке мы ездили несколько дней и даже поднимались в горку. На обычной, пусть и зимней резине, это вряд ли удалось бы.  

Паромная переправа из Турку выбрана не случайно. Паромы из Хельсинки прибывают в Стокгольм в 9-9.30 утра, и из Турку - в 6-6.30. Впереди около 1000 км пути по Швеции и Норвегии и эти три часа с утра оказываются очень кстати.

Подробно о том, паромах, терминалах, схемах подъезда и другую связанную с этим информацию можно помостреть вот здесь (ФИНЛЯНДИЯ-ШВЕЦИЯ: НА ПАРОМЕ С МАШИНОЙ ).




Мы выбрали паром компании Viking Line, и около 7 утра следующего дня уже вырулили на скоростную трассу в сторону города Сандвалл (Sundvall). 


Как я уже говорил, этот маршрут был нами многократно "прокатан" и знаком. А хорош он тем, что по Швеции половина пути проходит по скоростной трассе, а дальше практически до самой границы с Норвегий ограничение скорости 100 км/ч и только уже в горах снижается до 80 км/ч. К тому же это международная трасса и это вселяло надежду, что она поддерживается в соответствующем состоянии. Так и получилось. До Сандвалла мы долетели "с ветерком"



А дальше хоть скорость немного и снизилась, но красоты были такие, что мы и сами быстро не поехали бы.

 

На территории Швеции погода нам благоприятствовала - было морозно и сухо, без снегопада. Однако день очень короткий, и к известному шведскому горнолыжному курорту Оре, который находится недалеко от шведско-норвежской границы, мы подъехали уже в темноте. К этому времени поднялся довольно сильный ветер и снег.



Границу с Норвегией пересекали уже в полной темноте. Ветер все усиливался и стало понятно, что будет то, чего мы опасались - горный участок трассы придется проходить в темноте и снегопаде. Однако страхи были напрасными (возможно потому, что снега еще  не намело): горы мы проехали довольно бодренько.



На ролике не видно (снимали телефоном): слева - река в небольшом ущелье. справа - скалы. Движение по трассе было в обоих  направлениях. Разъезжаться, несмотря на плохую видимость, было не сложно - дорога сделана "с запасом".



Но снегопад все же немного замедлил движение. А когда мы выехали на побережье и направились в сторону Тронхейма, стало понятно что ветер переходит в штормовой. Обогнув Тронхейм по кольцевой дороге, мы оказались на скоростной трассе Тронхейм-Осло, по которой нам нужно было проехать несколько десятков километров до поворота в сторону Хитры. Штормовой ветер по-тихоньку заносил дорогу снегом, особенно левую полосу, по которой движение было меньше, и обочину. Но двигаться с потоком со скоростью около 100 км/час это не мешало.



И еще одно отступление. Теперь - о диких животных на дороге. Ни для кого не секрет, что в малонаселенных районах Финляндии, Швеции и Норвегии олени, лоси, косули и прочая живность чувствуют себя как дома (имеют право :) ) и безбоязненно выходят на дорогу. Поэтому в таких местах я всегда внимательно слежу не только за дорогой, но и за обочинами. Но - век живи, век учись. Я "расслабился" на скоростной трассе Тронхейм-Осло, тем более что это был участок еще практически в черте города, и напрасно. С внутренней стороны трассы над бетонным разделителем взлетел в прыжке олень



и через мгновение он был на моей полосе уже в 30-40 м перед машиной



А скорость около 100...  От неожиданности я даже ногу не успел поставить тормоз. Задержись он на секунду-другую с этой перебежкой... 

Мы очень надеялись, что это последнее "приключение" на нашем пути - до места оставалось около 100 км. Но не тут-то было. Вслед за оленем нас решила испытать природа.
Ветер поднялся до ураганного, и когда мы свернули с трассы на двухрядную асфальтовую дорогу местного значения в сторону острова Хитра, которая серпантином "крутится" по фьордам. И через несколько километров оказались на открытом участке, где слева внизу было море, а справа - скала фьорда. И снизу этим ураганным ветром несло такие заряды снега, что временами видимость пропадала совсем.



Так, двигаясь "на цыпочках" мы еще некоторое время ехали, но потом уткнулись в стоп-сигналы впереди идущего автомобиля и встали. Как потом выяснилось - на два часа: где-то там развернуло трейлер и мы ждали, пока аварийные службы его уберут. 
Как я уже сказал. впереди нас ждал серпатин и мы с беспокойством думали, как поедем дальше в такую погоду. Но оказалось, что в глубине фьордов все не так страшно и заносов нет, да и машины-чистильщики снега (в Норвегии они какого-то невероятно большого размера и двигаются с огромной скоростью так, что снег улетает в сторону на несколько метров). На дороге - местами снежный накат, но уже присыпанный крошкой (шипы рулят!), а местами  даже чистый асфальт. Поэтому оставшиеся несколько десятков километров мы проехали спокойно.
Самое поразительное, что еще в полночь наш коттедж буквально качался от порывов этого сумашедшего ветра, а утром нас ждал полный штиль и прекрасная погода.

О том как мы порыбачили и отдохнули можно почитать вот здесь МОРСКАЯ РЫБАЛКА В НОРВЕГИИ ЗИМОЙ. Если одним словом, то - отлично.

Планы на обратный путь мы пересмотрели. Ехать по серпантинам в темноте можно, но утомительно. А узнать "наверху", будет ли при этом еще и снегопад, не представлялось возможным :). Поэтому мы решили выехать на день раньше, по-светлому, проехать серпантин от Хитры до трассы Тронхейм-Осло и так же по светлому - горный массив к границе, а в Швеции (проехав в общей сложности километров 400-450) заночевать. 
Расчет оказался верным: мы преодолели все горные участки и пересекли границу со Швецией как раз на исходе светового дня. В Остерсунде мы нашли недорогую (по скандинавским меркам) гостиницу Scandic в самом центре (около 100 евро номер с пароквкой и завтраком) (GPS N63 10.504', E014 38.354')  , погуляли по городу и даже застали открытыми магазины. 



А на утро, так же не спеша позавтракав, двинулись в Стокгольм (до него оставалось около 550 км). Дорога - сухая и частая, утро необычайно красивое.





Правда, километров за 100 до шведской столицы запуржило и на трассе (лимит 120 км/час) левый ряд и междурядье стало подзаметать, но это не мешало двигаться достаточно быстро.



В Стокгольме, хотя у нас были билеты на паром Viking Line, мы сначала отправились к терминалу Silja Line и вот почему. Дело в том, что на обратном пути мы всегда "затариваемся" продуктами домой. Во-первых, там нас ждут пустые холодильники, а во вторых качество продуктов неизмеримо выше и примерно за ту же цену, а то и дешевле. Но обычно мы делаем это в Финляндии в супермаркете пути к границе. На этот раз у нас было время в Стокгольме и мы решали закупить все здесь, чтобы не терять время на остановки в Финляндии - нам хотелось добраться до дому одним днем.

Про то, как подъехать к терминалу  Silja Line в Стокгольме, можно посмотреть здесь ФИНЛЯНДИЯ-ШВЕЦИЯ: НА ПАРОМЕ С МАШИНОЙ . Повторю только один важный момент: на парковке перед супермаркетом необходимо подойти к автомату оплаты парковки и просто  нажать кнопку выдачи билетика - без денег. Он выдаст билет, который позволяет стоять на этой парковки час и его нужно оставить на торпедо под стеклом так, чтобы было видно отпечатанное время. Иначе через 15 минут выпишут штраф. После этого можно идти в магазин, но на часы все же надо поглядывать.

Описывать дорогу по Финляндии особенно нечего. Единственное, о чем надо предупредить - это АЗС. Одна из них будет недалеко от выезда с парома справа (GPS N60 27.439', E022 16.165')  (если ехать по указателям на Хельсинки), потом еще несколько справа по ходу в 30-50 км от Турку и дальше их долго, километров 200, на трасее не будет.

Про Е105 тоже сказать особо нечего. Разве что те участки, которые уже снова повреждены или не доремонтированы (я говорил о них в начале), в сторону Москвы разбиты сильнее. И хочу еще раз предупредить об очень неприятных ямах на мосту через реку Волхов и просто реально опасных, которые приходится "обрабатывать" (их не объехать) и проезжать на первой скорости, на мосту через реку Мста.  

Резюме. 
Рыбалка оказалась интересной. В Норвегию зимой ездить можно, но получается заметно медленнее, чем летом.  Шипованная резина обязательна. Хорошо бы еще иметь и цепи - на всякий случай.
И еще о маршруте. Ни планировщики, ни навигаторы почему-то не предлагают маршрут Стокгольм-Осло (объезд по кольцевой дороге)-Тронхейм. 



Протяженность примерно такая же, но по всему пути - равнинные скоростные дороги (от Осло до Тронхейма - по фьордам через тонели и по мостам, но все по-горизонтали - не по горам. Трассы международные, должны содержаться хорошо. Мне кажется, что такой маршрут будет более легким и комфортабельным, да еще с возможностью заезда в Осло на денек погулять. Но это мы проверим в следующий раз.
И главное - я теперь точно знаю, где можно интересно и бюджетно провести новогодние "каникулы".  

Удачный путешествий!