НА МАШИНЕ НА ЮГ НОРВЕГИИ: Москва-Осло-Кристиансанд-Ставангер


Собираясь на очередной чемпионат Европы по морской рыбалке, который на этот раз проходил близ нефтяной столицы Норвегии - Ставангера, в качестве средства передвижения я вновь выбрал автомашину: на самолете, с учетом оплаты дополнительного багажа (рыболовного снаряжения),  получалось дороже, да  и пришлось бы сильно с этим самым снаряжением "ужиматься". Да и отель  на месте, когда есть своя машина, можно подобрать по-бюджетнее, где-нибудь на окраине.
ВЫБОР МАРШРУТА
Планировщик ViaMichelin, которым я обычно пользуюсь, предложил три маршрута.
Первый, и, как он считает, самый быстрый - через Польшу, Германию и Данию и длиной около 3000 км


Я его отверг сразу - у меня пока крайне отрицательные впечатления от езды по Польше и  прохождения польско-белорусской границы - и по времени, и из-за "бодания" с белорусскими таможенниками,  пытающимися заставить платить пошлины с "товарных партий" - от 3 одинаковых предметов и более (а у меня и спининов около десятка, и катушек, и много чего еще). Поэтому ни самым быстрым, ни спокойным я это маршрут назвать не могу.

Второй вариант не сильно отличается от первого - тоже около 3000 км, но только не через Беларуссию, а через Латвию, Литву, Калининград и далее - Польша, Германия, Дания. Его уж точно самым быстрым не назовешь, да и границ больше.


Ну а третий - хорошо знакомый - через Финляндию и Швецию, длинной 2600 км (но почему-то не принятый планировщиком как самый быстрый) и был выбран.


График движения был рассчитан так, чтобы доехать до Ставангера за двое суток: старт из Москвы поздним вечером, чтобы на следующий день утром часов в 11 пересечь границу - когда питерцы, работающие в Финляндии или отправляющиеся туда на шопинг уже проедут и очередь на пропускном пунке уменьшится (но это по-будням, а выходные дни надо проходить границу по-раньше, иначе можно попасть под массовый выезд на дачи и отдых в Финляндию) и к 18-19 часам быть на паромном терминале в Турку. Затем ночь отдыха на пароме, в 6 утра выгрузка в Стокгольме и получается целый день на 1100 км до Ставангера. Именно за раннее прибытие мы и любим паромы из Турку - из Хельсинки они приходят в шведскую столицу 9.30 утра - теряется 3 часа самого "дорогого" для езды времени.

Москва-Торфяновка
Трассы E105 до Питера и далее "Скандинавия" через Выборг к погранпереходу Торфяновка описаны многократно. Скажу только, что за последние 2-3 года E105 наконец-то привели в нормальное состояние: уже практически нет таких ям, в которых гнули и ломали колесные диски, почти везде ее расширили до нормальных 3-4 полос, во многих местах стоят разделители, а на трехполосных участках четко размечены реверсы для обгонов (и стремительно увеличивается число стационарных камер видеофиксации). В общем, ездить стало намного приятнее и безопаснее. Правда кое-где еще идут дорожные работы, но в основном это расширение мостов - работа не быстрая. Как раз с этим связана перманентная пробка на кольцевой дороге вокруг Твери у моста через Волгу. Однако в этом году уже дважды я проезжал это место ночью совершенно свободно.  Ну, и осталась незыблемой главная, "системная" пробка на Е105 - это проезд через Вышний Волочек.

Торяновка-Турку
На финской стороне трасса "Скандинавия" серьезно реконструируется, и километров 150 от границы в сторону Хельсинки придется ехать со скоростью 60-80 км/час. Затем - скоростная дорога до хельсинкской кольцевой и с нее до Турку - тоже скоростная дорога.

Паром.
Из бюджетных соображений был выбран паром компании Viking Line - у них автопакет машина + одноместная каюта стоил заметно дешевле, чем у Silja Line. Терминалы обеих компаний находятся рядом (GPS N 60º26.035'  E022º13.185'), но заезд на погрузку с разных сторон



Стокгольм-Осло
Из Стокгольма от терминала Viking Line в направлении Осло надо выезжать по трассе E4-Е20 на Хельсинборг (Helsinborg)-Гетеборг (Goteborg).


На 36-м километре будет съезд налево на трассу Е20 на Гетеборг. Тут надо не промахнуться и сразу после съезда держаться левее

Дальше около 180 км, никуда не сворачивая, двигаемся по отличной, совершенно незагруженной дороге. Скоростной режим 100-120 км/час. Видеорегистраторов нет, но увлекаться скоростью не стоит: на автострадах полиция фиксирует нарушения правил из движущихся автомобилей, причем, как мне говорили - без опозновательной раскраски - у них это разрешено.
На 152-м километре Е20 сольется с трассой Е18, но не надолго: километров через 50, за городочком Оребро (Orebro), Е20 уйдет влево, на Гетеборг, а к границе с Норвегией пойдет Е18.
  • Надо заметить, что на скоростных трассах в Швеции практически нет АЗС - все они находятся в стороне, иногда в нескольких километрах, и указатель "АЗС через 5 км" означает, что через 5 км будет съезд в городок, где есть АЗС.
 Вскоре за Оребро автострада закончится и пойдет трехрядка с разделителем (и потом и без него) с реверсом для обгонов.И хотя разрешенная скорость 100 км/час



грузовики или вот такой вот "прадедушка" автомобилестроения использовать полность разрешенный лимит скорости не дают

Такой дорога будет до самой шведско-норвежской границы (примерно 230 км), правда в двух местах еще появятся "кусочки автострады" по нескольку десятков километров.
Граница обозначена и нужно снизить скорость до 20-30 км/час: этого требуют знаки и несколько "недетских" "лежачих полицейских", которые на легковушке, да еще груженой, приходится преодолевать "на цыпочках. Ни пограничников, ни таможенников не видно.


Далее около 60 км будет чередоваться "трехрядка" с участками скоростной дороги до сложной развязки, где мы временно покинем Е18, переехав на Е6 и "нырнув" в длинный тонель


Очень важный момент: при выезде из этого тоннеля, еще внутри, будет указатель съезда с Е6 на дорогу 23 (навигатор к этому моменту уже будет бесполезен, так как потеряет спутники). Скорость в тоннеле высокая и его очень легко промахнуть, поэтому в тоннеле лучше ехать правым рядом. Сворачиваем на съезд, а выехав из тоннеля - сразу направо в другой тоннель на дорогу 23  (он короткий) .


По дороге 23 проезжаем примерно 40 км и вновь - сложная развязка - и мы снова оказываемся на Е18.


Таким образом, по дороге 23 мы объехали Осло (если бы было время - с удовольствием бы туда заглянул) и опять оказались на Е18, которая "забежала" в норвежскую столицу и теперь идет от нее на юг.

Осло-Кристиансанд-Ставангер
Дальше дорога Е18 идет к крупному городу-порту на юге Норвегии - Кристиансанду (Kristiansand).


По всем параметрам здесь она - скоростная автотрасса, но километров через 30 после развязки начинается почти 100-километровый участок очень серьезной реконструкции дороги с двухрядкой, объездами, ограничением скорости до 40 км/час и т.д. А в часы пик скорость падает до 20-30 км/час. Здесь еще года два задержка будет составлять час-полтора.


После участка реконструкции по настоящей скоростной дороге удастся проехать до города Ларвик (Larvik), а дальше Е18 превратится в трехрядку с реверсом, а местами и вовсе в двухрядку с скоростным режимом 60/80 км/час и караванами никуда не  спешаших автомашин норвежцев, возвращающихся с работы домой. Забегая вперед скажу, что и Е39, которая идет от Кристиансанда в Ставангер, такаяже. Справедливости ради надо сказать, что время от времени встречаются скоростные участки километров по 20-30, но не более..
И тут возможна "засада". Мой навигатор с картами 2012 года в какой-то момент "понял", что E18 уже вовсе не скоростная трасса, а равная из равных, и в районе городка Арендал (Arendal) предложил мне свернуть на дорогу 42, ведущую в горы - по его расчетам она была быстрее.


Я "повелся" (уж очень тоскливо было ехать в караване) и свернул. И вправду, качество дороги было отличное - двухрядка сделанная по всем правилам, несмотря на то, что проходит по горам.



Правда, погода подвела - начался сильный дождь, появился туман. Но даже в таких условиях езда по горным дорогам не представляла никаких трудностей.


Единственная проблема, которая может возникнуть и о которой надо подумать заранее - это бензин. В горах встречаются только маленькие поселения и совсем нет АЗС. Поэтому в моем случае нужно было четко понимать, что мне хватит горючего примерно на 200-250 км. Я об этом не подумал и, в какой-то момент поняв, что "не дотяну" до Е39 по маршруту, проложенному навигатором, "срезал" его и снова вернулся на Е39, на которой АЗС встречаются достаточно часто.
Ну, и, конечно, нестоит ехать через горы ночью - полюбоваться пейзажами будет невозможно, а крутить серпантины в темноте довольно утомительно.
Дальнейший путь до Ставангера по Е39 не составляет никакого труда.
Ставангер называют "нефтяной столицей" Норвегии, потому что здесь расположе производственные базы всех основных нефтяных компаний, работающих в Северном море. Но никаих признаков этого в городе не ощущается - разве что очень интересный и самый посещаемый музей истории нефти


  Ставангер посещает много туристов, большая часть из которых прибывает на круизных лайнерах. Отсюда оранизуются прогулки-экскурсии по воде в расположенные неподалеку наиболее красивые фьорды.










Обратная дорога "по накатанному" никаких трудностей не представляет. Могу только порекомендовать, если есть время, заехать по пути в Кристиансанд - очень милый городок.

Удачи в дороге!