НА АВТОМОБИЛЕ НА ЗАПАД ФИНЛЯНДИИ. Город Вааса и Кваркенский архипелаг

Целью нашей поездки был Кваркенский архипелаг на западе Финляндии -  в Ботническом заливе Балтийского моря - хорошее место для спокойного тихого отдыха среди удивительной природы с рыбалкой, банькой и т.д. Здесь же, в самом узком месте Кваркенского пролива, находится Вааса - промышленный и портовый город, от которого до шведского  города-порта Умео всего 80 км. Поэтому в Ваасе, кроме грузового и наливного портов, находится и терминал компании RG-Line, паромы которой всего за 4 часа перевозят пассажиров и их автомашины между двумя странами. Этот маршрут может заинтересовать тех туристов, кто на своих машинах направляются к северному побережью Норвегии.
По этому маршруту я проезжал много раз - в свое время ездил в Ваасу по работе. Для меня оптимально он выглядит так: Москва-погранпереход Торфяновка - 950 км, Торфяновка-Лайти-Тампере-Вааса - 550 км. В зимнее время я стараюсь ездить не более 1 тыс км в день, поэтому маршрут был с ночевкой - по дороге туда мы заночевали в Торфяновке в мотеле (их там два - на АЗС ЛУКОЙЛ и чуть по-дальше - мотель "Медведь").

 
ВЕСТИ С Е105 (М10)
Трасса Е-105 (М10) - не самая плохая: ее медленно, но верно приводят в порядок. Но опасные места все еще есть. В сторону Санкт-Петербурга надо быть очень осторожным в Тверской области в районе Торжка (примерно с 230-го км от Москвы), а точнее - сразу за развилкой, перед которой заканчивается разделительное ограждение и главная дорога уходит вправо (GPS +57° 1' 25.26", +35° 2' 6.77")  у бывшего поста ДПC. Здесь в правой полосе несколько очень глубоких ям с острыми краями (на протяжении метров 500) - на обочине стояли несколько машин на домкратах с пробитыми и изуродованными колесами.


Далее качество трассы почти до Вышнего Волочка хоть и плохое, но хоть не опасное - бугры (ямочный ремонт) и ямы есть, но не такие, чтобы ломать машины. Вновь неприятности начинаются почти сразу при въезде в Новгородскую область - перед населенным пунктом Едрово (365-й км от Москвы, GPS +57° 54' 1.37", +33° 38' 46.75") на железнодорожном перезде (в сторону Питера) такая яма, что даже фуры ее проезжают "на цыпочках" - из-за этого даже небольшая пробка образуется.
Далее примерно до моста через реку Мста дорога сносная (хотя все равно надо быть внимательным - бугристые участки и одиночные ямы все же встречаются ).
А примерно от 430 км и даже есть довольно длинный участок с недавно уложенным асфальтом. Здесь есть другая "засада": на свежем асфальте совсем нет разметки, а визуально дорога здесь кажется четырехполосной. Но это обман: дорога действительно шире, но по знакам она остается трехполосной с реверсом. Но из-за ширина полотна знаки эти плохо видно, да и фуры их загораживают. Эту "кормушку" (может умышленную, может нет) активно используют гаишники: с обеих сторон дороги постоянно в засаде от 2 до 4 экипажей. Предъявляют встречку, просят 10 тыс, можно договориться за пять.
А вот незадолго до моста через реку Мста (примерно 500-й км), на самом мосту и далее до самой Ленобласти дорога опять становится очень неважной.
В Ленинградской области после весеннего кошмара вроде бы дорогу подлатали.

Сразу скажу о пути назад от Питера до Москвы: тут все гораздо хуже. Практически весь участок трассы от Ленинградской области и до моста через реку Мста в Новгородской - как после бомбежки. В правом ряду такие ямы, что от них уворачиваются даже фуры. А в условиях плохой видимости - морось, снег с дождем, "каша" на дороге - разглядеть их не всегда удается...


Мы насчитали более полтора десятков автомашин на домкратах. Нас тоже не миновала эта участь - в населенном пункте Жары я попал правой стороной в одну из ям и погнул оба диска, "сев" на них. К счастью, резина не порвалась и выручило то, что я всегда езжу зимой на стальных дисках - на шиномонтаже (их на этом участке всего два, прокатки дисков нет) из "отрихтовали" кувалдой и смогли смонтировать - давление держалось. У многих было более трудное положение - треснутые литые диски, которые негде заварить, или погнутые титановые, которые даже кувалдой не поправить. Очень не советую проходить этот участок в темноте.

ВААСА

Город Вааса (Vaasa) - административный центр провинции Похъянмаа (Остроботнии). Он был заложен в 1606 году Карлом IX на месте старого торгового места и порта. С 1855 по 1917 год город назывался Николайштадт. Вааса тесно связан в истории Финляндии с событиями времен борьбы за независимость и гражданской войны. В начале 1918 году Вааса был столицей белой Финляндии.

Сейчас это промышленный и студенческий город с населением около 80 тыс человек - здесь находится производство таких всемирно известных компаний, как Вартсиля Дизель и АВВ, а также придприятия электронной, производство пластмасс, технологии охраны окружающей среды и др., а также несколько высших учебных заведений, в том числе лучший в Финляндии университет, в которых учится около 12 тыс студентов.

С туристической точки зрения Вааса, возможно, не очень интересна: все достопримечательности можно осмотреть за один-два дня. Основная - картинная галлерея, в которой представлены произведения не только финских художников и графиков, но и Пикассо, Дега, Матисса и др., музей Браге под открытым небом, в котором представлена оригинальная деревенская архитектура и еще несколько небольших объектов.
Необычной достопримечательностью является метеоритный кратер Сёдерфьярден (Söderfjärden) в 7 километрах от Ваасы.

 Он был сформирован метеоритом более 520 миллионов лет тому назад. Сёдерфьярденом называется четкая восьмиугольная впадина диаметром 5-6 км. Края впадины образованы рядом холмов, поднимающихся на высоту до 55 метров над окружающей равниной. Еще век назад Сёдерфьярден был заполнен водой и имел выход в открытое море. Название Сёдерфьярден (что в переводе означает «Южный залив») напоминает о его местонахождении на Остроботнийском архипелаге, однако ситуация кардинально изменилась после перемещения тектонических плит и осушения впадины в XX веке. Осенью Сёдерфьярден значительно оживляется, поскольку сюда прилетает колония цапель, здесь они приучают молодняк к климатическим условиям и накапливают жир перед длительной миграцией.


Популярным местом отдыха и развлечений является летний парк атракционов Васаландия и в прошлом лучший и известный во всей Финляндии аквапарк "Тропикландия" (Tropiclandia)  (GPS N 63°05.297', E021° 35.185').

Сейчас аквапарк Тропикландия уже не выглядит столь современным: посетителям предлагается  бассейн с генератором волны и разного вида струй, горка, джакузи, сектор для совсем маленьких,  три вида бань - сауна, турецкая и римская (общая), кафе у воды. Стоимость посещения (без ограничения по времени) около 15 евро. Вплотную с аквапарком расположен одноименный 4-звездный отель "Тропикландия". Он соединен с аквапарком галереей, а в стоимость проживания включено неограниченное посещение аквапарка. В отеле есть неплохой ресторан (работает с 17 часов).  
  
Центр Ваасы - рыночная площадь (GPS N 63°05.775', E021° 36.822'), вокруг которой сосредоточены все основные торговые центры, магазины, рестораны и кафе. Здесь же два 4-звездочных отеля - Redisson SAS и SOKOS Vaakuna.  Под площадью - большая подземная парковка, которая никогда не бывает заполнена полностью. Стоимость - 1,5 евро в час.

Четырехзвездные отели в Ваасе не дешевы. Недорогой, спокойный и чистенький отель Tekla (звезды на три) есть в 10 минутах езды от центра  (GPS N 63°06.798', E021° 36.321')


Рядом с центральной площадью находится старое здание рынка, в котором и сейчас находятся небольшие магазинчики местного "малого бизнеса".
 Там можно купить свежую, копченую и соленую рыбу,

а также колбасные изделия, в том числе из оленины, hand made кондитерку и т.д. Там же располагаются недорогие кафе, где можно перекусить.

Туристический информационный центр расположен чуть в стороне от центра (GPS N 63°05.639', E021° 36.821')
Здесь можно взять бесплатные карты города и Финляндии. И это единственное место в Ваасе (которое я знаю) где можно купить магнитики с надписью Vaasa.

Большой магазин типа "все для дома" K-Rauta находится еще дальше от центра (GPS N 63°05.850', E021° 38.091')
Если потребуется помощь автомеханика, то неплохой сервис есть на АЗС ST1 (GPS N 63°06.370', E021° 36.132')
  
ПАРОМ В ШВЕЦИЮ
Из Ваасы ежедневно отправляется паром компании RG-Line в шведский город Умео (Umeo). Время в пути около 4-х часов. Отправление - из порта Ваасы (GPS N 63°05.333', E021° 33.558')


В Ваасе есть также международный аэропорт, через который происходит довольно интенсивное сообщение как с финскими городами (только в Хельсинки больше десятка рейсов в день, так и со Швецией и Норвегией.



АРХИПЕЛАГ
Для туристов-любителей природы большой интерес вызывает Кваркенский архипелаг, сотни островов которого очень живописны и необычны.
 Дело в том, что земля здесь поднимается каждый год на 8 мм, поэтому формы и размеры островов постоянно меняются.

Из-за этого уникального явления Кваркенский пролив и архипелаг включены в список всемирного природного наследия ЮНЕСКО. Ученые полагают, что через 2500 лет все эти острова склеятся в один большой (и довольно скучный) кусок суши.

А пока этого не случилось, у вас есть все шансы насладится удивительными пейзажами


и понаблюдать за животным миров архипелага





Два главных острова, Реплот (Raippaluoto) и Бьёрко (Björköby) - соеденены с материком мостами, один их них - самый большой вантовый мост в Финляндии.


Интересны эти места и для рыболовов - архипелаг в Кваркенском проливе называют "Щучьим раем" - здесь ловятся экземпляры ничуть не уступающих знаменитым аландским "крокодилам".

фото с http://pikeflyfishingarticles.blogspot.com
На Кваркенском архипелаге есть несколько мест, где можно остановиться с семьей или небольшой компанией. Bijorko Camping (http://www.bjorkocamping.com/) - шесть коттеджей в уединенном месте у самой воды. Но из них зимние только два.
 И еще что-то вроде гостиницы Björkö Wärdshus (http://www.bjorkowardshus.com/), но она не работает с ноября по апрель. Коттеджи на 6-8 человек Valla Hansus  и Villa Vargik (вторая - тоже работает только с апреля по октябрь) (http://www.replot.com/villahansus/) и коттедж Tirpi (http://www.tirpi.fi/)