В ДАНИЮ НА АВТОМОБИЛЕ. Часть 2

Финляндия. Швеция.
Большая часть дороги от погранперехода Vaalimaa до терминала в Турку (около 350 км) - автострада с ограничением скорости 100 или 120 км/час. Асфальт по началу был довольно мокрым - тоже прошли дожди, но это не мешало ехать с максимально разрешенной скоростью. Нужно иметь в виду, что в начале от границы километров 50-70, АЗС встречаются довольно часто, но потом километров 200 на трассе заправок нет - только в стороне, в 5-7 км от автострады, в маленьких городках. И лишь ближе к Турку (первая - километрах в 80-ти) вновь появляются АЗС на трассе (о том, где, какой и почем бензин, а также немного о работе АЗС можно почитать воз здесь БЕНЗИН И АЗС: Финляндия, Швеция, Дания
Паромные терминалы Silja Line (регистрация с машинами: GPS N60°26.035' E022°13.185') и Viking Line (регистрация с машинами: GPS N60°26' 6.94"  Е022°13' 54.87") в Турку расположены практически рядом. Причем площадки для  регистрации пассажиров на машинах и здание терминалов находятся на удалении друг от друга и отгорожены заборами. И если надо, например, в туалет зайти, лучше сначала подъехать к зданию терминала, а потом - на площадку.
Регистрация начинается за час-полтора. 


Процедура регистрации проста до предела: подъезжаешь к будке, в окошко подаешь паспорт свой и пассажиров (а иногда и этого не надо - оператор по номеру машины находят бронь) и получаешь несколько картонных карточек с магнитной полосой - карта на провоз машины (ее нигде не спрашивают), карты-ключи от каюты с ее номером и карты на ужин/завтрак (если они заранее проплачены). Далее оператор говорит номер ряда, в который надо встать - проезжаешь, встаешь в этот ряд и потом на погрузку - строго по командам персонала. Поставив машину, надо запомнить палубу, на которой она стоит и неплохо понять, на каком из лифтов вы поднимитесь наверх - потом на нем же лучше и спуститься, чтобы не пролезать между машинами - они иногда стоят довольно плотно.


На пароме все магазины и рестораны открываются только с момента отхода судна. Ресторанов несколько. Главный, так называемый "буфет" - большой  ресторан-шведский стол. Если на судне много туристов (с автобусов), там "затопчут" и в очередях к блюдам настоишься. Поэтому ужинать мы обычно идем в какой-нибудь другой ресторан, берем там салат-бар и пиво и этого, как правило, хватает. А вот завтрак рано утром лучше взять заранее в этом самом "буфете" - оплатить можно при бронировании билета или прямо на месте, утром.
Во время движения парома доступа к машинам нет. Поэтому все необходимое надо сразу взять с собой. Наш опыт показывает, что самое удобное - небольшая отдельная сумка со всем необходимым вечером и утром - каюты очень маленькие и с большими сумками и тем более чемоданами там просто не развернуться. Доступ к машинам открывается за 20-30 минут до швартовки.  

Швеция
В Стокгольм ночной паром прибывает в 6 утра по местному времени, поэтому из города выбирались в темноте. Не представляю, как это можно было бы сделать без навигатора - как минимум пришлось бы ждать, когда рассветет, чтобы видеть названия улиц. А так уже минут через 20 мы были на великолепной автомагистрали Е20/E4.



Не очень загруженная и в будние дни, в воскресенье трасса была вообще свободна. Погода стояла изумительная - настоящая золотая осень. Оставалось только плавно "педалировать" и любоваться проплывающими пейзажами.


Разрешенная максимальная скорость - 110 км/час (скоростной режим в Швеции - 50-90-110). Фотокамер-радаров нет (кое-где встречаются мачты с веб-камерами). Видимо, контроль за соблюдением правил и скоростного режима осуществляется визуально, но проехав в общей сложности 1300 км по Швеции, я ни одной полицейской машины на трассе не заметил. Хотя допускаю, что они могут вести наблюдение и из обычных машин.
Примерно через 40 км, если не пользуетесь навигатором, не промахнитесь: Е20 уходит вправо, а в Данию дальше нужно двигаться по Е4 - левее.
Отдохнуть и размять ноги можно в специальных местах отдыха - очень опрятных и красивых.
Легкая дорога настроила нас на лирический лад, и видимо поэтому мы прозевали "сюрприз", который приготовил нам навигатор. Дело в том, что мишленовский планировщик, которым я всегда пользуюсь при расчете маршрута, был настроен на прокладку самого быстрого пути. И он лежал по территории Швеции в объезд города Малмо и дальше - на 16-километровый мост/тоннель Орезунд через одноименный пролив, соединяющий Швецию и Данию.  

Навигатор же был настроен на самый короткий путь и честно привел нас к паромной переправе через пролив Орезунд в городе Хельсингборг (Helsingborg). 

Можно было развернуться и поехать в сторону Мальмо по запланированному маршруту, но мы никогда не пользовались этой паромной переправой и решили по-пробывать и этот путь. 
Итак, паромы компании Scandlines отправляются из шведского города Хельсингборг (Helsingborg) в датский город Хельсингор (или Эльсинор - не знаю как правильно) (Helsingor) каждые 15 минут. Время в пути - около получаса. 


К терминалу мы подъехали по навигатору (GPS N56°02'23.67" E012°41'49.29"), но можно и по карте планировщика 


Оплата проезда возможна картами в автоматических кассах, но я всегда стараюсь проезжать через кассу с кассиром (над ней висит соответствующий желтый знак) - там можно оплатить и налом, и картой, и не надо разбираться в кнопках и надписях на непонятном языке. Стоимость проезда (два человек и машина) в одну сторону составила 390 шведских крон  (43 евро). Забегая вперед скажу, что стоимость проезда через пролив по мосту Орезунд 295 крон (33 евро). После оплаты, как и на других паромных терминалах, надо встать в тот коридор, который назовет кассир, и ждать команд диспетчеров. Загрузка происходит одновременно на два уровня: по левому пандусу только легковые - на верхнюю палубу, а по правому - легковые и грузовые - на нижнюю.






Как я уже сказал, пролив паром пересекает примерно за 30 минут. И хотя на нем есть и кафе, и бары, и какие-то магазинчики, мы с удовольствием простояли на палубе (несмотря на довольно холодную погоду и сильный ветер), любуясь открывающимися видами.


Потом мы узнали, оба города построены в самом узком месте пролива Эресун  


Особенно впечатляет знаменитый замок "принца Датского", Гамлета - Кронборг ("Кулак"), расположенный рядом с Хельсингором   

Хельсингор строился как мощная крепость на границе со Швецией. Со стороны пролива хорошо виден готический собор Св. Олава. 

 Разгрузка в Хельсингоре ничем не отличалась от других: по команде персонала в два потока выехали на территорию терминала и через несколько минут оказались уже на трассе. 


 До Копенгагена оставалось около 70 км.