В ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЕВРОПЕ, БЕНЗИН И АЗС: Финляндия, Швеция, Дания

С 1 января 2011 года на АЗС в странах ЕС появился новый бензин 95Е10 - с добавлением 10% этанола (этилового спирта). Утверждается, что он экологически более безопасный и продажа обычного 95Е (в котором, кстати, этанола было до 5%) постепенно будет прекращена. Самое важное, что моторы многих даже современных машин на 95Е10 бензине работать не могут (вернее, могут, но быстро выйдут из строя). В этой заметке - мой личный опыт недавнего "общения" с бензинами в трех странах - Финляндии, Швеции и Дании. А заодно и несколько советов по "контактам" с АЗС в этих странах.
Начну с "теории". Основную информацию о бензине 95Е10 я нашел на сайте финской нефтяной компании Neste (http://www.neste.ru/default.asp?path=14392;14580;14794;16019;16020;16763;16764).
Но самое главное я точно так узнать и не смог - в машинах каких марок и каких годов этот бензин  использовать нельзя. У меня Шевроле  Лачетти 2008 года. Если верить специальному сайту для проверки совместимости автомобиля с этим бензином  (http://www.e10bensiini.fi/en/e10_compatible_motors/ ), на всех шевроле выпуска после 2006 года 95Е10 использовать можно (E10 is cleared for use in all Chevrolet vehicles starting from model year 2006). Я решил проверить это у дилера Шевроле, но в Дженсере (где я покупал все свои машины и обслуживаюсь много лет) ничего внятного мне сказать не смогли. На сайте chevrolet.ru я тоже ничего не нашел. А вот на первой же заправке в Финляндии на вопрос, можно ли заливать 95Е10 в мою машину замахали руками и сказали, что ни в коем случае. Где правда - не знаю. Но на всякий случай рисковать не стал и лил бензин с 5-ю процентами этанола.
  • Позже я узнал, что бензин 95Е10 безопасен для автомашин экологического класса евро-4, и по спецификации мой Шевроле Лачетти выпуска 2008 года соответствует этому стандарту. Казалось бы все в порядке - можно "лить" 95Е10, но... Из нескольких независимых источников узнал, что на самом деле в Европу действительно поставляются Лачетти класса евро-4, а вот машинокомплекты, которые приходят в Калининград на сборку, имеют двигатель класса евро-3 - чтобы можно было использовать 92-й бензин. А вот на них-то на 95Е10 ездить и нельзя. Правда это или нет - не знаю, но в инструкции на мою машину 92-й бензин разрешен... Так что правы, наверное, были финны... 

Финляндия.
Здесь на заправках только два вида бензина - 95E10 и 98Е5. Выбора нет. Если нельзя использовавать новй бензин (чуть больше 1,5 евро за литр), остается только 98Е5, который еще и дороже (почти 1,7 евро за литр). Пистолеты одинаково зеленого цвета.
На АЗС есть колонки с оплатой через кассу и пластиковой картой. Забегая вперед скажу, что пластиковой картой мне что-то ни разу оплатить заправку не удалось, хотя и пробывал  - почти везде инструкции на "местном" языке.  

Швеция.
На АЗС шведской компании ОК три вида бензина, хотя на стелле обозначены только два - новый Е85 и "старый" Е95.


На колонках пистолеты с новым бензином имеют голубой цвет и надпись Е10/Е85. А для тех, кому "нельзя" - зеленые Е95 и Е96/98.

Колонки с надписи Kort Sedel сверху - для оплаты картой - вставляешь пистолет, карту (инстукции на шведском), стоимость бензина списывается с карты, и Kassa - оплата через кассу. 

Есть более современные АЗС этой же компании,

Здесь на колонках маркировка немного другая: над пистолетом с новым бензином в синем кружке буква Е и надпись Е85, и сам пистолет тоже синий.  Зеленые кружки с буквой В обозначают пистолеты с 95-м и 98-м бензином. Сами они зеленого цвета.

Колонки комбинированные - через кассу и картой (на этих терминалах есть возможность получить инструкции на английском).
Стоимость 95-го бензина получается примерно 1,5 евро (как и в Финляндии), а вот новый Е85 - всего около евро за литр - видимо так стимулируется его использование.

Дания.
На датских АЗС компании Statoil нового бензина я не нашел вообще. Традиционный "набор" - 92-й, 95-й и 98-й. Очень порадовало наличие 92-го.

Стоимость 95-го бензина примерно 1,65 евро.

Таким образом, самый дорогой бензин для владельцев автомашин, которым новый 95Е10 противопоказан, в Дании, на копейки отстает от нее Финляндия. Что касается нового бензина 95Е10, то страхи, что он вытеснит обычные бензины с АЗС, пока не сбылись.