НА МАШИНЕ В НОРВЕГИЮ: Москва - остров Хитра. Часть 1. "От Москвы до самых до окраин"

На рыбалке в Норвегии мы бывали не раз, но так складывалось, что во всех этих путешествиях до страны фьордов мы добирались на самолетах. На этот раз, поработав с калькулятором и календарем, мы поняли,  что для трех любителей морской рыбалки, имеющих в распоряжении 9-10 дней, марш-бросок на машине из Москвы на норвежский остров Хитра, что в полутора сотнях километров от Тронхейма - наиболее рациональная и бюджетная поездка на моркую рыбалку. Выбран был маршрут - Москва-Турку-Стокгольм-Хитра, о котором я и попытаюсь рассказать.
МАРШРУТ. С дорогой до Финляндии вопросов не было - мы уже много-много раз ее проезжали. Поскольку наш путь лежал в центральную Норвегию, наиболее рационально было ехать через погранпереход Торфяновка в финский город Вааса (Vaasa), затем паромом RG-Line   в шведский город Умеа (Umea) и далее в Норвегию на Тронхейм (Trondheim).


Однако по субботам этот паром ходит только летом (с 30.06 до 07.08), а переправляться нам нужно было 30-го апреля - как раз в субботу. Поэтому пришлось выбрать маршрут через Стокгольм, куда можно было попасть из Хельсинки и из Турку паромами Silja Line или Viking Line


Мы выбрали Турку, и вот почему: все вечерние паромы (и Silja, и Viking)  отправляются около 20 часов, а вот прибывают в столицу Швеции по-разному: из Хельсинки - около 9 утра, а из Турку - около 6-ти.  Терять 3 часа не хотелось - выспимся на месте, а выгрузившись в 6 утра, к 7-8 вечера мы реально могли быть на Хитре. Правда, до Турку ехать на 100 км дальше, чем до Хельсинки, но, уже втянувшись в многочасовую "рулежку", "махнуть" эту сотню не так трудно.

  • Терминалs Silija Line и Viking в Турку расположены практически рядом
  • GPS N 60 26.035' E022 13.185'


В ту сторону нам "достались" билеты на Silja Line (c местами на паромы на праздники всегда проблема - очень много экскурсионных групп на автобусах едут в Стокгольм), обратно - на Viking Line. Разницы в стоимости билетов для поедки в один конец или в два нет. Паром у Silja по-новее и на нем больше по размеру Duty Free, в остальном разницы нет.

Кстати о Duty Free. В Торфяновке магазин находится сразу после выезда с контрольного пункта. Выбор небогат, но запастись кое-чем можно. Но не нарушайте лимитов, установленных финской таможней - они к этому относятся очень болезненно и если найдут (есть мнение что стук распространяется быстрей, чем звук) то могут даже визу закрыть. Ведь у Вас впереди паром, а на нем - тоже есть Duty Free...
Надо помнить, что шампанское приравнивается к крепким напиткам, а пребывание на территории Финляндии менее трех суток не дает права провозить алкоголь и пр. по обычным нормам.

При покупке билетов на паром надо помнить, что для автомашин есть ограничения по габаритам: если приобретается так называемый "автопакет" - 4-местная каюта и автомобиль, то здесь есть ограничение: длина машины не более 5 м, высота не более 1,9 м. Если приобретается отдельно каюта (например, двухместная или люкс), то провоз машины при бронировании билета надо включать отдельно. В этом случае минимальная цена распространяется на автомашины длиной уже до 7 м и высотой до 2,5. Только не забудьте про всевозможные антены на крыше, фары на дугах и пр. - возможно их придется снять, так как на пароме есть места, где машина по высоте ставится почти впритирку.

 Из Стокгольма мой любимый планировщик ViaMichelin предложил нам три варианта пути:
рекомендованный Мишленом: по расчетам - 978 км, время в пути 13 часов 16 минут

самый быстрый - 922 км и 13 часов 13 минут


и самый короткий - 891 км и 13 часов 39 минут в пути
Простое сравнение показало, что принципиальной разницы между ними ни по времени, ни по расстоянию нет (на самом деле разница по "трудоемкости" есть, но поняли мы это на обратном пути, когда поехали другим маршрутом), и мы выбрали первый (рекомендованный Мишленом) - нам он показался самым интересным с точки зрения дорожных пейзажей.
Выбранный маршрут проходит через два крупных шведских города - Сандсвалл (Sundsvall) и Остерсанд (Ostersund) (точнее, радом с ними), далее - через границу на Трондхейм (Trondheim) и далее в местечко Долмсандет (Dolmsundet) на острове Хитра на рыболовную базу Dolmsundet Marina (см. И СНОВА НА РЫБАЛКУ В НОРВЕГИЮ. Часть первая: ПОДГОТОВКА  и И СНОВА НА РЫБАЛКУ В НОРВЕГИЮ. Часть вторая: РЫБАЛКА). Однако наши навигаторы (мы использовали одновременно два, почему - чуть позже) настроены на самый быстрый маршрут и они повели бы нас другим путем. Надо было направить их на "путь истинный". В этом помогли наши главные помощники - навигаторы GARMIN (у нас их было два, почему - объясню чуть ниже). Для этого я еще дома нашел в интернете карты Сандсвалла, Остерсанда и Трондхейма и "забил" в навигатор в "избранное" точки - первые попавшиеся адреса (название улицы и номер дома) в этих городах.
  • Sansvall N 62 23.377' E017 18.813' Ostersund N 63 10.440' E014 38.800' 
  • Trondheim N 63 26.028' E010 23.812' 
  • Dolmsundet Marina N 63 38.200' E008 48.500'
Выгрузившись из парома в Стокгольме, мы запросили у навигатора маршрут на Сандсвалл, который естественно совпал с Мишленовским, и выбрались из города на нужную дорогу кратчайшим путем, затем, не доезжая Сандсвалла 20-30 км (чтобы не заехать в город - "забит-то адрес в городе) указали следующую точку - Остерсанд, потом аналогично - Трондхем и далее в конечную точку маршрута.
Расчет по времени был следующим: от Москвы до погранперехода Торфяновка 950 км - при средней 80-85 км/час (хорошо нагруженный Ниссан Навара, Е-105 - не автострада, да и остановки на кофе-брейк нужны) примерно 12 часов, два часа на переход границы и еще 350 км до Турку - около 4 часов. Итого 18 часов, а с запасом - все 20. Паром отправляется в 20 часов, посадка начинается в 18. Значит, чтобы 30-го апреля успеть на паром, нам надо было выехать в накануне в 22-23 часа. Что мы и сделали.

Мы экономили время, поэтому график движения был довольно напряженный. Если ехать в спокойном режиме, рациональнее заночевать в мотеле в Торфяновке и на следующее утро, отдохнув, пересечь границу, заехать погулять по Хельсинки и неспешно перехать в Турку к нужному времени. Заночевать в Торфяновке можно в мотеле на АЗС ЛУКОЙЛ справа после КП пограничников   
Если проехать еще километра три в сторону границы, слева будет АЗС "УНИРЕМ", радом с ней справа - мотель "Медведь".
Еще один подготовительный момент - грин-кард - страховка типа нашей ОСАГО, без которой за границу въезжать нельзя. Сейчас ее можно приобрести практически в любой страховой компании, а можно и по пути - чем ближе к границе, тем больше будет мест, где ее можно купить: на АЗС, в магазинах, кафе и т.д.
В ПУТЬ. Итак, мы стартовали. Первый этап - хорошо знакомая нам Е-105, затем КАД вокруг Санкт-Петербурга и трасса "Скандинавия" через Выборг на погранпереход Торфяновка.
Однако как бы мы хорошо не знали трассу, определенную предварительную подготовку мы провели заранее, а именно выяснили (интернет рулит), где на нашем пути установлены камеры-радары "Стрелка", печально знаменитые тем, что антирадар их не видит или видит слишком поздно, а настроены они на превышение скорости от 20 км/час 

(Что такое "Стрелка" http://autolada.ru/viewtopic.php?t=265203). 
По направлению из Москвы на тот момент они были на:
42-й км - Чашниково
66-й км - Солнечногорск
79-й км - после Давыдковом, 70 км/ч
92-й км - Ямуга
  • Антирадар: брать или не брать? Дело в том, что в Финляндии, Швеции и Норвегии применение антирадаров запрещено. Запрещено даже просто иметь их при себе в машине - в багаже, в кармане - где угодно, в любом виде. Если найдут - конфискуют и выпишут штраф около 400 евро. Но там не прячут фотокамеры-радары, а предупреждают о них специальными знаками. В отличии от наших дорог, где антирадар частенько выручает. Поэтому, каюсь, мы антирадар берем, а перед границей его тщательно прячем и никогда не вынимаем и тем более не включаем там, где нельзя.
Забегая вперед скажу: тем, кто поедет в Санкт-Петербург на машине без антирадара советую учесть следующее. В Тверской области на Е-105 в некоторых населенных пунктах прямо на разделительных ограждениях стационарно установлены камеры, "стреляющие" в обоих направлениях. Ящики покрашены в серый цвет, компактные, не очень заметны даже днем, а уж в сумерках и ночью и говорить нечего. Камеры активны - антирадар четко фиксирует сигнал.

Почему мы ехали с двумя навигаторами: все очень просто. Один использовался для навигации по карте, а на втором был выставлен режим, при котором на экране крупно показывается текущая скорость, а также средняя скорость, пройденное растояние, время в пути и т.д. Очень удобно. Оба - давно и хорошо зарекомендовавшие себя GARMINы. 


ЭХ, ДОРОГИ... Мы знали, что Е-105 из себя представляет после зимы, но не предполагали, что все настолько плохо. К традиционно плохим участкам дороги в районе Торжка и в Новгородской области мы были готовы, но на этот раз и Ленинградская область встретила нас ухабами и ямами, чего раньше не бывало. Забегая вперед скажу, что настоящим шоком стал обратный путь по этому же участку Е-105 от Питера до границы с Новгородской областью.
В остально все как обычно, только меньше стали проверять на постах ДПС (а некоторые вообще позакрывали), но больше стало передвижных засад с камерами - технический прогресс шагает по стране.
По традиции, заправившись "под пробку" на АЗС ВР в Клину и попив кофейку, в следующий раз мы завернули уже на АЗС НЕСТЕ на 442 км (GPS N 58 14.541' E032 33.601')
Питерский КАД, как всегда, "летел", причем количество "шумахеров" там значительно выше, чем  в Москве, а в результате довольно часто случаются аварии, которые приходится разбирать спасателям со спецтехникой. В ту сторону бог миловал, а вот обратно их было три или четыре. Да и нас так подрезалала "бэха", что спасло (ее) только чудо: если бы наша груженая "навара" ее зацепила, со скорости далеко за 100 кувыркалась бы она по КАДу, собирая других... Такое впечатление, что питерские водители одичали на городских колдобинах, а теперь дорвались. Вывод: держать "ухо востро", почаще смотреть в зеркало и аккуратно перестраиваться.

С КАДа в сторону Выборга есть два съезда - на Выборгское шоссе (А-122, GPS N 60 12.434' E020 56.600') и на Приморское шоссе (трасса М-10). Первый наиболее короткий - срезается изрядный кусок пути. Его мне и предлагает мой навигатор. Но если карты не новые, навигатор может повести в по длинной дороге. Тогда надо орентироваться по указателям.
 На А-122 нужно быть внимательным - есть несколько населенных пунктов где почти всегда стоят "продавцы полосатых палочек" - в основном меряют скорость и смортрят встречку. Стационарные камеры замечены не были. Одно из таких мест называется "Сады" (или как-то похоже)  и тянется очень долго - можно подумать, что не заметил знак "конец населенки", прибавить... а тут и они. 
После выезда на М-10 в сторону Выборга обычно еще в двух-трех местах меряют скорость и смотрят встречку, но стационарных камер тоже не было.
Недоезжая Выборга нужно решить как ехать - по указателю на Хельсинки, сделав приличный крюк, или через Выборг (мост уже отремонтировали) - это быстрее, если не в часы пик, когда народ едет на работу/с работы. Но даже в этом случае по времени через город получится примерно столько же, как и в объезд.

Последний отрезок М10 от Выборга до Торфяновки составляет около 60 км. Стационарных камер не замечено. А вот засада ГАИ в единственном населенном пункте (по-моему называется Кондратьево)  на этом отрезке пути бывают часто - очень легко по инерции из поворота "влететь" под знак "населенки".
За КПП после проверки паспортов чуть впереди справа - АЗС ЛУКОЙЛ. Здесь можно залить полный бак, хотя горючее уже на рубль-полтора дороже, чем в Выборге, и перекусить в кафе.
До погранперехода остается порядка 5 километров.
На самом погранпереходе все просто: подъезжаем к КПП, дальше по указателям и строго по сигналам светофоров и пограничников възжаем в зону контроля.
Декларировать автомашину теперь не надо, поэтому, если нет ничего другого для декларирования идем прямо к окошку паспортного контроля. Пройдя паспортный контроль (сначала водитель, за ним строе - пассажиры), подходим к машине, открываем багажник и ждем таможню. Иногда беспричинно долго.

В зоне контроля, как правило, задействовано две или три полосы. Встав в очередь, самостоятельно менять рядность уже нельзя - только по указанию пограничника или таможенника, иначе штрав 100 евро. А могут и вообще отправить назад - придется ехать на другой пограничный переход.

Получив добро на выезд из зоны контроля и пополнив запасы в DUTY FREE, двигаемся по знакам и указателям к финскому КПП. Въехав на территорию, едем по коридору для легковых машин не граждан ЕС и ждем у сфетофора. По зеленому сигналу подъзжаем к зданию КПП,, становимся в очередь, и выключив мотор, проходим в здание на паспортный контроль. Как и на нашей стороне - здесь не обязательно идти гуськом за водителем.
Надо быть готовым к вопросам о том куда едете, на сколько дней, где будете останавливаться, сколько с собой есть денег. Пройдя паспортный контроль, подхолите к машине и, если около нее не стоит таможенник и не просит что-нибудь открыть - садитесь в машину и не дожидаясь каких-либо специальных сигналов, выезжаете с КПП. Все - Вы - в Финляндии.

Продолжение см. НА МАШИНЕ В НОРВЕГИЮ: Москва - остров Хитра. Часть 2. За кордоном