На автомашине в Европу – это не трудно и интересно. Маршрут 1-й.

Впервые отправиться в Европу на машине (Финляндия "не в счет" – по работе и на отдых я туда ездил несколько десятков раз – это как в Питер съездить) меня заставили обстоятельства: предстоял чемпионат Европы по морской рыбалке, в  котором участвовала наша команда, проводился он в Англии на южном побережье острова в городке Веймут. Добираться туда нам предстояло за свой счет (не обзавелись пока спонсорами), а учитывая вес нашего снаряжения и необходимость после перелета еще несколько сот километров добираться до Веймута, стоимость «траффика» получалась совсем немалой.
И тогда мне пришла в голову мысль – а почему бы не устроить одновременно отпуск-путешествие, не спеша проехать на машине с остановками в столицах двух-трех стран, а заодно и съэкономить на транспортных расходах, связанных с чемпионатом.
Но этот рассказ не о  городах, достопримечательностях, пейзажах, национальных кухнях и т.д. Из Москвы в Европу (для простоты считаем, что едем, например, в Германию) есть несколько путей. Двумя из них я проехал и хочу попытаться написать краткую инструкцию по организации такой поездки для тех, кто хочет, но не решается. Итак, едем в Германию (а попутно - в Финляндию).
Как я уже говорил, до этого я много раз бывал в Финляндии, поэтому для этой поездки "в глубь" Европы я выбрал следующий маршрут: Москва-Хельсинки-паром-Германия. Наверное потому, что первая часть пути была хорошо знакома.
Итак, паром Superfast компании Tallink– Silja Line по маршруту Хельсинки-Росток отправляется в 19 часов и в 21,30 следующего дня швартуется в Ростоке. Каюту надо заказывать заранее, за несколько месяцев – так будет дешевле и надежней – этот маршрут пользуется большим спросом, особенно летом. Приобрести билеты (так называемый "пакет" - два человека и машина) можно самому на сайте Tallink-Silja Line или воспользоваться услугами туркомпании. Я приобретал билеты через компанию "Паромный центр". Моя рекомендация - взять каюту класса А с окном (иллюминатором его не назовешь - слишком большое J) , хотя она и по-дороже – идти придется сутки и днем с окном как-то уютнее. Хотя каюты все же «заточены» только на то, чтобы в них спать, а время проводить на палубах, в кафе, ресторанах, барах и т.д.  Есть конечно и более просторные люксы.
В порту надо быть минимум за два часа (посадка прекращается за час). От Москвы до Хельсинки около 1300 км при средней скорости 90 км/час это почти 15 часов + 2-3 часа  на границу и непредвиденные остановки. Получается надо ехать ночь и полдня. Езда по трассе Е-105 ночью - занятие не для слабонервных даже летом, поэтому было решено двигаться уже накатанным путем: за день проехать около 1000 км до погранперехода Торфяновка в спокойном режиме, там заночевать в мотеле у границы и на следующие день, плавно педалируя, прибыть в Хельсинки к парому.
Как показывает мой опыт, если никуда не спешить и ехать днем, то трасса Е-105 кажется не такой уж и плохой. Надо признать - ее постоянно (но очень медленно) реконструируют. Другое дело, что рузультаты этой реконструкции уже сами по себе - прошлый век, но хоть ухабов осталось немного и большая часть трассы стала 4-рядной с разделителем.  Но перед выездом неплохо почитать на auto.ru в конфе «отдых и путешествия», что пишут те, кто только что ее проехал (ремонты, засады и пр). 
Питер теперь объзжаем по КАДу. Выезд на него с трассы непростой – не спешите и держитесь второго-третьего ряда. Съездов с КАД в сторону Выборга несколько. Если у Вас не очень страрые карты в навигаторе, доверьтесь ему и Вы сэкономите километров 30-40, выехав на трассу «Скандинавия» километрах в 30-ти от Питера.
В районе Выборга навигатор попытается провести Вас через город (так короче) – не поддавайтесь: мост на выезде из Выборга закрыт на ремонт, придется возвращаться. Ехать надо прямо, по уазателям на Хельсинки. Через какое-то время навигатор подхватит новый маршрут. Кстати, на пути обратно навигатор тоже попытается завести Вас вправо по ходу на этот мост, но там видно, что он закрыт.
На дороге от Выборга до Торфяновки не увлекайтесь скоростью, кажущаяся пустынность трассы и ее приличное качество, поддерживаемое финнами, снижает бдительность, но терять ее нельзя - скорость могут мерить в двух-трех местах на протяжении 60 км от Выборга до Торфяновки. А примерно по-середине этого отрезка есть крохотная «населенка» с невнятными знаками и очень удобным местом для засады…
В районе погранперехода Торфяновка я знаю 4 мотеля: первый – рядом с АЗС ЛУКОЙЛ в пятистах метрах за первым КПП, на котором проверяют паспорта (это примерно в 3 км от самого перехода). Кстати здесь же, прямо за КПП справа находится офис банка, в котором я обычно покупаю гринкард (гринкард можно не покупать заранее – их продают буквально везде – на АЗС, в кафе, в мотелях и просто в каких-то будках).  Второй мотель «Медведь» - через километр по ходу слева за АЗС Unirem, и далее уже перед самым переходом слева две вывески «мотель», но я в них ни разу не был. В пиковый сезон лето и перед Новым годом) номера в мотеле лучше забронировать заранее. 
Проходить погранпереход лучше часиков в 9 утра – у таможенников и пограничников около 8-ми пересменка и, хотя переход официально и не закрывается, работать они минут на 40 прекращают.Раньше 8-ми выезжать нет смысла – будет очередь – наши едут на работу в Финляндию (в будни) или за барахлом на рынки-развалы (в субботу-воскресенье).
На территории перехода все надо делать точно по разметке, знакам и светофорам, но приоритет имеют знаки, подаваемые пограничниками.  Перед зоной оформления и досмотра к каждому из коридоров будут вести сплошные линии разметки. Пересекать их без разрешения «смотрящего» пограничника нельзя – штраф 100 евро, а могут и вообще завернуть.

Порядок прохода границы прост. С нашей стороны: если таможне предъявить нечего (машину теперь декларировать НЕ НАДО!) водитель и за ним пассажиры по очереди проходят паспортный контроль. Водитель предъявляет паспорт и техталон. Затем надо открыть багажник и ждать у машины таможенника. Все это происходит очень неспешно. Никаких отметок таможенник не делает (не на чем – декларации-то нет). Заглянет в багажник и в салон и скажет «можете ехать». Сразу после выезда в 200-х метрах справа – DUTY FREE. Но помните – нет ничего более глупого, чем попасть в стоп-лист на визу ЕС лет на пять из-за лишней бутылки. Тем более, что у Вас впереди еще паром, а на нем тоже DUTY FREE…
C финской стороны: проходите внутрь пропускного пункта, становитесь в очередь к окошеску для граждан не ЕС. Так же водитель подает паспорт и техналон, пассажиры - паспорт. Все – и водитель и пассажиры должны быть готовы ответить на вопросы куда, зачем и нв сколько дней едут, сколько есть с собой денег и, если надо, их предъявить. Пластиковые карты их вполне удовлетворяют.
А дальше переводим часы на час назад - и вперед строго по знакам и разметке (фотокамеры на дорогах встречаются довольно часто) – в Хельсинки к парому. Движение обязательно с включенными фарами. А вот за включенные в хорошую погоду противотуманки могут остановить и даже оштрафовать. Полиции разрешено вести наблюдение на дороге в машинах без опознавательных знаков. Навигатор будет очень полезен, особенно в Хельсинки. Много полезной информации можно найти на http://www.auto.ru/ в ФАКе конференции "Отдых и путешествия".   

В Филяндии запрещено применять антирадары. Их нельзя даже ввозить в багаже - даже если его просто найдут в вещах - конфискуют с большим штарафом. А если найдут в рабочем состоянии - могут и визу прикрыть.

Очередь на паром Вы увидите издалека. Выбираете один из тех коридоров, который обслуживается кассиром. Подаете ему распечатку интернет-билета и паспорта. Получаете карточки-ключи от каюты и специальную бирку, которую вешаете на зеркало заднего вида. Через несколько минут проезжаете в очередь на погрузку, дальше по разметке и указаниям персонала.
На пароме из машины надо взять с собой сразу все, что нужно – доступа к ней во время плавания не будет. Каюты на пароме очень небольшие, поэтому тащить туда большие сумки не советую. Я еще дома собирал отдельную небольшую сумку с вещами, необходимыми в мотеле и на пароме. Машину на сигнализацию не ставят - может сработать от качки, закрывают ключом. Запомните палубу, на которой стоит машина и лифт, на котором Вы поднимитесь наверх (их на пароме с десяток) - спускаться потом надо на нем же.
Если в стоимость билета входит питание (рекомендую сделать именно так), Вам обеспечены два ужина, завтрак и обед - хороший шведский стол с вином и пивом. DUTY FREE  откроется примерно через час после отхода (когда паром выйдет в нейтральные воды) и закроется примерно за час до прибытия в Росток. 

Море есть море и качку никто не отменял. Не забудьте соответствующие таблетки. Я хорошо переношу любую качку, но когда предстоит "качаться" целый день я тоже "забрасываюсь" утром таблеткой драмины

Собственно, и все. Если хорошая погода – загораем (бассейна нет, но есть СПА с саунами), глазеем на корабли (Балтийское море похоже на Тверскую в час пик – со всех сторон в обе стороны двигаются "разнокалиберные" плавстредства. Работаю всевозможные бары и кафе.
К машинам допускают за 30 минут до швартовки, об этом объявляют по радио. В принципе к машине может спуститься только водитель, а пассажиры выйти через пассажирский выход и сесть в машину уже на площади перед терминалом.
Терминал в Ростоке находится на краю города и разобраться в темноте с дорожными развязками непросто. Выручает навигатор. Я в Ростоке не останавливался (на пароме выспался и отдохнул), а сразу ехал дальше и часа через три был в Гамбурге.
Во всех этих поездках я не бронировал отели - мы ехали в свободном режиме и по ходу решали, в каком городе остановимся. Тем не менее легко и быстро находили номера в отелях, причем в центре города - так, чтобы утором, не теряя времени, можно было приступить с экскурсионному "разграблению" города.